«Внедрение модели формирования коммуникативного поведения у учащихся средствами учебного предмета иностранный язык»
Цель опыта:
повышение уровня культуры коммуникативного поведения у учащихся средствами учебного предмета «Иностранный язык»
Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется инновационная деятельность:
1. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г. Сморгони», ул. Я.Коласа, 15, тел. (801592) 2-87-92
2. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 5 г. Сморгони», ул. Синицкого, 9, тел. (801592) 2-72-01
3. Государственное учреждение образования «Учебно-педагогический комплекс Сыроваткинский ясли-сад - средняя школа», тел. (801592) 4-17-88
Учителя государственного учреждения образования «Средняя школа № 3 г. Сморгони», осуществляющие инновационная деятельность:
1. Кисель Жанна Казимировна
2. Мироненко Ольга Владимировна
3. Хомчик Татьяна Николаевна
Культура коммуникативного поведения – это осуществление эффективной коммуникативной деятельности при общении с представителем своей или другой национальности, предполагающее проявление соответствующих качеств личности в процессе общения, опирающееся на знания особенностей общения в различных ситуациях, умения и навыки эффективного применения знаний на практике.
Коммуникативное поведение рассматривается учеными как совокупность норм и традиций общения определенной группы людей. Его основу составляет вербальное поведение в стандартных коммуникативных ситуациях, то есть речевой этикет. Речевой этикет любого народа сочетает в себе национальные, интернациональные и общемировые особенности. Высокий уровень сформированности культуры речевого этикета позволяет личности прочувствовать свою принадлежность к родному народу, осознать себя гражданином поликультурной страны, субъектом мировой цивилизации. Увеличение контактов между различными народами обусловливает потребность отдельных личностей, общества и государства в осуществлении такого общения людей — представителей различных лингвокультурных общностей, которое способствовало бы облегчению контактов, помогало бы предотвращать возможные конфликты. Это становится возможным при наличии у людей высокой культуры коммуникативного поведения.
Формирование культуры коммуникативного поведения, обучение правилам речевого этикета и формирование навыков выполнения этих правил может и должно происходить в раннем возрасте, однако наибольшую значимость эта задача приобретает в работе с подростками. Находясь на пороге взрослой жизни, школьники начинают более осмысленно относиться к взаимоотношениям с людьми. Для подростков характерно проявление интереса к требованиям, предъявляемым обществом, и тому, насколько они сами, их знания, умение вести себя в стандартных коммуникативных ситуациях соответствуют этим требованиям. В связи с этим представляется актуальным формировать культуру коммуникативного поведения у учащихся подросткового возраста, так как у них есть стремление и мотивация к повышению культуры своего общения.
Очевидно, что значительным педагогическим потенциалом обладает иностранный язык. Из всех иностранных языков наиболее предпочтительным является английский язык как язык межнационального общения.
Значимость исследования данной темы объясняется ещё тем фактом, что описание коммуникативного поведения народа стало весьма актуальным в связи с расширением межнациональных контактов, повышенным интересом к межкультурной коммуникации и межкультурному пониманию, национальной самобытности разных народов.